Легенды о волках
В сказаниях славян волк выступает символом мудрости, хитрости и отваги. У наших предков существовало даже личное имя Волк, которое до сих пор употребляется на Балканах и в Германии. Считалось, что волки убивают не всех своих жертв, а выбирают только тех, кто обречен на гибель, не будучи под защитой Волчьего пастыря. Под влиянием христианства этот образ стал символом мудрости и силы.
Наши древние предки видели в волках, прежде всего, властелина небесных волков, которые вместе со своим предводителем вечно мчатся по небесам и участвуют в непрестанной охоте. Когда Волчий пастырь сходит на землю, он является верхом на волке и гонит перед собой волчьи стаи, угрожая им бичом и дубинкой. Иногда он приходит к людям в образе седовласого старца, а иногда сам превращается в дикого зверя, и тогда никакой пастух не сможет защитить от него свои стада. В лесу Волчий пастырь проводит своеобразное собрание среди волков, где дает каждому «охотничий билет» на определенную добычу. Никто, будь то человек овца, свинья, корова, жеребенок, не избежит своей участи, даже если будет настороже. Волчий пастырь беспощаден, как сама Судьба.
По мнению наших предков, волк ловит скотину, которая уже обречена на смерть и не считается пригодной в пищу для человека. Задавленное волком животное было предназначено для самого Волчьего пастыря.
В фольклоре Беларуси Волчий пастырь изображен как мохнатый Полисун с козлиными ногами. Легенды рассказывают, что он гонит стаи голодных волков своей кровавой плетью в места, где враждебные народы ведут жестокие войны. Гром от ударов плети раскатывается по окрестным странам.
В легендах волк символизирует мрачную тучу, которая содержит в себе живительную воду дождя. Он ассоциируется с понятиями силы, здоровья и красоты, поэтому в сказаниях нередко помогает главному герою. В то же время волка нередко представляли как тень, заслоняющую солнце, что нашло отражение в загадках.
В старых поверьях существует и такой персонаж как волк-самоглот, представляющий собой образ волка-тучи, пожирающего небесные светила. Он обитает в океане (то есть в небесах), его устрашающая пасть готова поглотить любого противника. Под хвостом у волка скрыты баня и море: попарившись в бане и искупавшись в море, можно обрести вечную молодость и красоту.
Язычники-славяне верили, что самый могущественный бог Перун являться на землю в образе волка. Ему стремились подражать колдуны и ведьмы. В одном из древних заклинаний говорится о сказочном острове Буяне, где луна светит над осиновым пнем на поле — в лесу, в широкой долине. В лесу бродит волк с густой шерстью, у него в зубах рогатый скот...
Сказки о Иване-царевиче и сером волке существуют не только в русском фольклоре, но и у других славянских и смежных народов. В них хищник крылатый. Он летит быстрее ветра с царевичем на спине, помогает ему найти Жар-птицу, Царь-девицу и золотого коня. Этот сказочный персонаж необычайно мудр и умеет говорить.
Легенды о белках
В фольклоре славян часто встречается образ волшебной белки, которая прыгает по деревьям и грызет золотые орехи. Для наших предков белка была связана со стихией грозы, а ее прыжки ассоциировались со всполохами молний. Так как гроза и буря были символами войны, в народных приметах и белки были предвестниками бедствий. Правда, нужно отметить, что символическое восприятие белки в разные эпохи и у разных народов было противоречивым.
Белка часто встречается в легендах и поверьях. Например, у японцев она выступает как символ плодородия и часто изображается вместе с лозой винограда. Словаки оберегали младенцев, заворачивая их в беличьи шкурки – считалось, что так можно отпугнуть злых духов. У славян белка ассоциировалась с неукротимой стихией из-за своего неугомонного подвижного характера. В Европе она, как и любой другой грызун, рассматривалась как символ разрушения. У кельтов белка изображается вместе с птицей и символизирует ирландскую богиню Медб, колдунью и королеву-воительницу Коннахта.
Быстрые и хаотичные передвижения движения белок в кронах деревьев оказали влияние на мифологию скандинавских стран. В ней рыжее животное считается посредником между враждующими силами: орлом, который живет на вершине мирового дерева – гигантского ясеня или тиса Иггдрасиль, и Змеем Нидхеггом, который построил себе жилище у его корней. Белка по имени Рататоск неутомимо путешествует вверх и вниз по стволу дерева, которое считается символом Вселенной, и передает бранные слова от орла к дракону и назад.
Рыжий зверек ассоциируется с дьяволом и в то же время выступает как образ сознания, вечно находящегося «между двух огней»: инстинктами (змей) и моралью, вечными ценностями и высокими принципами (орел). Интересно, что белка также упоминается в мифах о Локи, который является богом обмана и хитрости.
Легенды о барсах
Барс – традиционный символ отваги, благородства и чести. В Тибете существует убеждение, что облик снежных барсов могут принимать святые. У вахов распространена легенда о духах гор «пари». Это женщины, которые в облике снежных барсов помогают людям, если те относятся к ним с уважением. У тюрко-монгольских народов был распространен «звериный» календарь. Он был, как и китайский, 12-летним. В нем не было года Тигра, зато был год Барса,. который считался особенно удачным.
Один из традиционных буддийских обрядов Непала запрещает пастухам жарить мясо в горах, чтобы не потревожить снежного барса – посланника бога гор. В этой стране охота на снежного барса считается гораздо более греховной, чем охота на других животных, например, голубого барана. Все грехи убитого барса переносятся на охотника. В провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс относится и к стихии земли, и к стихии воды. В мифологии сакско-скифских народов это животное видят как заступника справедливости.
В древнем эпосе «Манас» говорится, что предками родовой кыргызской знати Беги были барсы. В могильных эпитафиях древних кыргызов часто писали что-то вроде: « Я убил 7 волков. Я никогда не убивал ланей и барсов». В России с давних времен уважали и почитали «хозяина гор» – ирбиса, которому приписывали многочисленные сверхъестественные способности.
Уже с 7 века волжские булгары считали крылатого барса покровителем своего государства и символом плодородия, финансового благополучия, благородства. Барс изображался этим народом с крыльями – символом святости.
По узбекской легенде, при основании Самарканда барс (палянг) спустился с гор Зеравшан. Он обошел стены, обернулся человеком, благословил жителей на возведение города и вернулся в горы. После этого жителей Самарканда стали называть барсами, а изображение этого животного появилось на городских штандартах и гербах.